Хорошо ли вы знаете свою машину? Наверняка вы в курсе, сколько «лошадей» у неё под капотом, за сколько секунд она разгоняется до сотни, сколько «ест» бензина… Однако, скорее всего, у вашего у автомобиля есть скрытые возможности, о которых не заявлено в его паспортных данных. Причем это касается не только «железных коней», собранных в Баварии или Стране Восходящего Солнца. Наши «родные» отечественные «восьмерки», «девятки», «десятки» и так далее, оказывается, тоже способны на большее. Как же увеличить мощность двигателя, крутящий момент или просто уменьшить расход топлива, не прибегая к механическому вмешательству и не навредив автомобилю? Ответ – грамотный чип тюнинг. Улучшения происходят за счет изменения настроек и оптимизации заводских установок систем управления двигателем и АКПП автомобиля. Отметим, что при чип тюнинге изменения касаются только программной части бортового компьютера автомобиля, без вмешательства в конструкцию двигателя, систем впрыска топлива и выхлопа. Что бы поподробнее разобраться на что способен чип тюнинг, мы попросили ответить на наши вопросы Семёна Корчагина. директора ателье «Чип. СПб» .
Начиная с каких годов выпуска возможно изменение характеристик двигателя? Например, чипуются ли авто с электронными блоками управления, но с механическим инжектором? То есть инжекторные системы первого поколения?
Ориентировочно, начиная с 90-х годов автомобили с электронными блоками управления уже можно модифицировать программно. Однако количество изменяемых параметров там невелико. Тем не менее, прироста мощности в 5-10% добиться можно. Для механического инжектора тоже есть возможности модификаций, но прибавки будут минимальными.
Можно ли сделать чип тюнинг на таких авто как «Жигули» — классика, «девятка», «восьмерка», 14-я и т. д. Golf-2 (с моновпрыском, инжектором)?
Отечественные автомобили с блоками «Январь», «Микас» и более современные с блоками Bosch отлично чипуются и показывают хорошую динамику. За Golf 2 мы, честно говоря, не возьмемся…
Можно ли выделить группу моделей по каким-то характеристикам: объему двигателя, мощности и т. д. для которых чип тюнинг нецелесообразен?
Скажем так, заставить любую машину ехать лучше – можно. Другое дело, что конкретно вы ожидаете от чип тюнинга. Естественно, какие-то автомобили показывают прибавки в характеристиках лучше, какие-то хуже. Но о 100% бесполезности программного тюнинга говорить нельзя.
Но может быть есть марки или модели машин, для которых чип тюнинг затруднен, а то и вовсе невозможен? Например, какие-то редкие модели, автомобили с японского рынка? Как с этим обстоят дела для американских машин?
Как уже говорилось, в настоящий момент чип тюнинг возможен практически для всех автомобилей. Исключением является большинство моделей Toyota, Lexus. Также весьма сложен, а соответственно, дорог тюнинг бензиновых американцев Chrysler и Jeep. Американские автомобили GM/Ford делаются, хотя и затратно по времени.
Думается, что эффект чип тюнинга проявляется только когда двигатель, топливная и выхлопные системы абсолютно исправны. Предполагаем, что некоторые машины приезжают к Вам с «болезнями». Как Вы поступаете в таких случаях?
Да, автомобиль должен быть технически исправен, это основное требование к проведению чип тюнинга. Часто к нам обращаются с вопросами, может ли программный тюнинг решить ту или иную проблему двигателя. В этих случаях проводится диагностика, и в 95% случаев автомобиль отправляется сначала на ремонт и только после этого делается тюнинг.
Обратим ли процесс изменения настроек двигателя? Можно ли потом вернуться к исходным характеристикам и насколько это будет затратно?
Конечно, для каждого приезжающего автомобиля сохраняется исходная программа. Вернуться к первоначальным настройкам можно в любой момент. Делается это бесплатно, но такое случается крайне редко.
Существует ли угроза выхода из строя электронных элементов систем управления авто в процессе чип тюнинга? Как сильно может пострадать машина при неграмотных действиях? Насколько такой чип тюнинг может повредить двигателю и АКПП? Наверное, Вы работали с автомобилями, испорченными неграмотными «специалистами» чип тюнинга?
Само собой, как и в любой сфере деятельности, неграмотная работа может нанести вред. В том числе, непоправимый. Но не только человеческий фактор может стать виновником неполадок, работа с высокотехнологичным оборудованием накладывает вероятность сбоя. Поэтому даже суперпрофи не застрахованы от аварийных ситуаций. Под этим подразумеваются как обратимые поломки, так и полный выход из строя блока управления двигателем, и его последующая замена. Ремонт блоков управления — это одна из наших специализаций. Если говорить о двигателе и АКПП. то плохо сделанная прошивка может повредить эти агрегаты. Поэтому, если после чип тюнинга появились посторонние звуки, рывки или что-то подобное – стоит НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНО обратиться в компанию, где вам производили тюнинг.
Есть разные технологии изменения настроек – одни дороже, другие дешевле. Одинаковы ли они с точки зрения надежности работы системы? Или с какими-то у двигателя или АКПП больше шансов перейти в аварийный режим работы?
Скажем так, есть разные специалисты, одни делают ХОРОШО, другие ОЧЕНЬ ХОРОШО, третьи непонятно как. Обычно за ОЧЕНЬ ХОРОШО берут значительно дороже, но не всегда. Технологии по сути одни и те же. Инструментов для считывания записи прошивок не более трех десятков, программ для редактирования тоже… Вопрос в квалификации людей, которые делают комплекс работ в целом.
Как Вы оцениваете способы увеличения мощности автомобиля за счет изменения элементов системы выхлопа отработанных газов? Прямотоки, удаление катализаторов, изменение резонаторов?
Просто поставив трубу на нетурбированном двигателе можно сделать даже хуже. В контексте установки прямотоков это должно быть проверенное и рассчитанное решение. Но если имеются какие-либо неполадки в системе выхлопа, например, забившийся катализатор, то их необходимо решать. Удалять катализатор нужно грамотно и, если он был забит, то после устранения проблемы вы почувствуете прирост мощности. Для некоторых автомобилей, например, Ford это очень важный момент, поскольку двигатель может «задыхаться» от выхлопных газов. Для других это не столь критично, но забитый катализатор или сажевый фильтр в любом случае весьма плохо влияют на работу мотора.
Существуют ли на рынке услуг по чип тюнингу дешевые и некачественные, может быть, «пиратские» прошивки?
Несомненно, желание сэкономить влечет к появлению всяких прошивок. Покопавшись в Интернете можно найти дешевые и даже бесплатные прошивки, но использовать их мы бы не рекомендовали…
При покупке подержанного авто, где уже проведен программный тюнинг, на что следует обратить внимание ?
Следует произвести диагностику двигателя и турбины, если она есть, а также посмотреть хорошим сканером на сохраненные в памяти ошибки… Опираясь на эту информацию уже можно делать какие-то выводы.
Сохранится ли гарантия на новый автомобиль, если сделать чип тюнинг? Насколько легко распознать наличие другой прошивки? Проверяют ли это дилеры? Как вообще дилеры относятся к чип тюнингу?
С дилерами ситуация интересная… Несомненно изменения программы блока управления — это процедура, которая по идее должна вести к снятию с гарантии. Однако многие дилеры сами делают подобный тюнинг, при это никакое дилерское оборудование не может показать наличие программного тюнинга в автомобиле. Для это необходимо делать экспертизу… Поэтому на нашей памяти ни одна машина не потеряла гарантии у дилера.
Для новых автомобилей существует правило, что более мощные модификации стоят дороже. Есть ли примеры, когда один и тот же мотор автопроизводитель оснащает разными вариантами прошивок, и более мощный вариант продает значительно дороже? Может ли покупатель хорошо сэкономить, купив менее мощную версию и заказав впоследствии чип тюнинг?
Есть такая возможность, но ДАЛЕКО не для всех моделей и марок. В некоторых случаях даже при наличии одного мотора, может устанавливаться другое навесное оборудование, что влечет невозможность указанных модификаций. Для автомобилей концерна VAG с двигателем 1.8 TFSI можно сэкономить. Например, для Audi A4 (B8) 1.8 TFSI с заявленными в паспорте 120 л. с. замена прошивки плюс тюнинг позволяют увеличить мощность до 200 л. с. Но дать список таких автомобилей сложно. Каждый раз приходится производить анализ на возможность подобной замены.
Как вырастут крутящий момент и мощность после чип тюнинга?
Всё зависит от конкретного автомобиля. Тем не менее, есть цифры, на которые можно ориентироваться. Атмосферный бензиновый двигатель после тюнига получит прибавку 9-12% мощности и крутящего момента, турбированный бензиновый – 15-30%, а дизельный мотор с турбиной от 20% до 30% мощности и крутящего момента.
Можно ли программно уменьшить мощность двигателя, а потом получить экспертное заключение о другой мощности и внести изменения в ПТС? Кому-то это может понадобиться, что бы платить меньший налог.
Теоретически – можно, более того практически все автомобили не показывают заявленной мощности. Процедура получения экспертной оценки будет непростой, но нет ничего невозможного.
Пользуются ли популярностью услуги по чип тюнингу?
Несомненно. Количество заказов у нас растет. Можно с уверенностью сказать, что программный тюнинг авто становится всё более и более востребованным.