Директор тюнинг-ателье Олег Кучеров и руководитель компании «DM Lab» Данил Морозюк рассказали мне о том, как открыть свой тюнинг-бизнес.
Тюнинг — это настройка и улучшение автомобиля: повышение мощности двигателя, улучшение аэродинамических качеств, изменение внешнего вида и интерьера, установка звуковых, мультимедийных и охранных систем. Возникают тюнинг-ателье как правило двумя путями: когда компания автопроизводитель становится учредителем ателье с целью доводки машин для участия в тех или иных гоночных чемпионатах; и когда бывший гонщик, дизайнер солидной автокомпании или энтузиаст тюнинга открывает собственное ателье — в этом случае финансовых влияний для развития бизнеса не предусмотрено.
Ярким примером первого пути является так называемое «придворное ателье» Mercedes известное как «Brabus». Брабусовские «Мерсы» пользуются заслуженным почетом во всем мире, репутация ателье безупречна, дизайнеры и инженеры «Brabus» имеют возможность работать над самыми новыми моделями Mercedes.
По второму пути пошел некто Кэрролл Шелби. Он начинал как гонщик (хотя с ранних лет пытался переделывать в автомобиле что-то на свой лад), а позже, не желая покидать автоспорт из-за проблем с сердцем, полностью отдался страсти своей юности — создал тюнинг-ателье.
Сегодня мистер Шелби уважаемый в мире тюнинга и автоспорта человек, самые известные его проекты — это Shelby Cobra, Ford Shelby GT350 и Ford Shelby GT500.
Олег Кучеров — Директор тюнинг-ателье: — В этот бизнес просто так не приходят: нужно долгое время «вращаться» в автомобильной среде. Существует масса других вариантов для начала данного бизнеса: официальный дистрибьютор открывает ателье по доводке автомобилей своей марки для увеличения объема продаж (Seat), покупка «раскрученного» тюнинг-ателье, рост обычного СТО до более солидной мастерской и т. д. Несмотря на это, первые два способа являются наиболее верными.
В Украине известны случаи, когда самонадеянные бизнесмены закупают у известных итальянских и японских производителей тюнинг-детали и аксессуары на несколько сот тысяч долларов, рассчитывая на спрос, которым пользуются эти детали на рынке авто-аксессуаров. По неизвестным причинам тюнеры не хотят покупать товар даже по демпинговой цене, предпочитая ждать месяц заказанные в «родной» мастерской диски или спортивные сидения. Это, опять же, доказывает, что лучше идти по одному из двух проверенных путей, или не идти вовсе. Главное в этом бизнесе вовсе не контракт на доставку качественных деталей известных мировых брендов. Самое важное для тюнинг-ателье — это профессиональная команда способная работать на перспективу. Для полного спектра услуг требуется как минимум 20 специалистов. Техническое образование, высокий уровень практических навыков в электротехнике и акустике, опыт работ с композитными материалами, макетирование, оформление современными материалами и эстетика работ — определяют возможности компании и, как следствие, ее востребованность на рынке. Ведь клиент тюнинг-ателье как правило хорошо разбирается в машине и знает чего хочет. Полным спектром услуг можно считать перечень, включающий: тюнинг двигателя (с повышением мощности или другими доработками), стайлинг (улучшение внешнего вида благодаря новым кузовным элементам и специальной покраске), отделка салона (перетяжка сидений, замена приборов, установка пакетов, повышающих комфорт), а также звуковая инсталляция. Для того чтобы предоставлять такой обширный спектр услуг, кроме минимума специалистов, требуется еще и достаточное пространство — от 700 м2. Причем к местоположению ателье есть лишь одно требование: не в жилом (спальном) районе — не то жильцы близлежащих домов подадут в суд за постоянный шум.
По той же причине — из-за шума — офис компании лучше разместить в другом месте, и уж здесь приоритетным является центр города. Дополнительные затраты на аренду или покупку офиса тоже нужно учитывать. Хотя, в крайнем случае, можно расположить офис и на территории ателье. Одна из главных проблем, преследующих владельцев тюнинг-ателье — это несоответствие времени, затраченного на беседу с одним клиентом, с прибылью от его заказа Причин, побуждающих людей тюнинговать свои машины, как и проблем этого бизнеса, всего две: стремление к победе в гонке и желание сделать свой автомобиль неординарным. Выгоднее всего для ателье, когда один клиент движим двумя этими причинами.
В тюнинге лучше всего работает так называемое «народное радио» — то есть сведения из уст в уста. «Слушай, мне в одном ателье так хорошо отрегулиро — вали подвеску — я теперь дорогу чувствую отлично…» Вторым, не менее эффективным, способом рекламы является постройка «демокара» или «шоу-кара», то есть демонстрационного автомобиля, который ездит по городу, участвует в гонках и выставляется на автошоу в качестве наглядного примера. Но стоимость такой рекламы (если цена автомобиля в базовой комплектации около $50 тыс) будет приближаться к цифре в 100 000 долларов. Практика показывает, что обычная реклама в специализированных изданиях работает также очень эффективно. Известны и примеры, когда солидное ателье попадает на телевидение и тогда его репутация, а с ней и прибыль, также стремительно растет.
Для быстрого «заколачивания прибыли» тюнинг-ателье не лучший бизнес — рентабельность его невысока. Окупаемость его составляет от 2 до 3 лет. Вложить же придется около 400 тысяч долларов. На периферии стартовый капитал снижается до 50 тысяч, а окупаемость будет 1–1.5 года. Данил Морозюк — руководитель компании «DM Lab»: — Чтобы занимать и удерживать свое место на любом рынке услуг необходимо понимание его структуры и потребностей, профессиональная команда способная работать на перспективу. Но главное, это идея, которая будет презентовать вас, начиная с названия компании, ассортимента предоставляемых услуг и до технических приемов и технологий производства.
Знакомая для всех фраза — «кадры решают все» — не просто актуальна, а является решающей.
Техническое образование и высокий уровень практических навыков в электротехнике, акустике, опыт работ с композитными материалами, макетирование, оформление современными материалами и эстетика работ определяют возможности компании и как следствие, ее востребованность на рынке.
Владение таким перечнем знаний, навыков и опыта, позволит выполнять главный постулат рынка — никогда не говорить клиенту «нет». Покупка помещений для данного вида производства, хотя и является желанной для любого владельца, но и сомнительна с точки зрения рентабельности вложений операцией. Учитывая то, что все клиенты владеют автомобилями, территориальное размещение не имеет решающего значения. В большей степени стоит обращать внимание на бюджетные рамки стоимости аренды. Не редки случаи, когда компании размещая свое производство за пределами городской черты, получают существенную экономию на аренде площадей и возможность больше сосредоточиться на их оборудовании.
Данный вид производства не является высоко рентабельным и зависит от возможностей владельца собрать профессиональный коллектив, способный квалифицированно выполнять широкий спектр работ по тюнингу экстерьера и интерьера автомобилей, установке мультимедийных и охранных систем.