Тюнинг (англ. tune — настраивать) — доработка законченого изделия за пределами завода-изготовителя с целью придания ему индивидуальных черт или улучшения характеристик. Тюнинг автомобиля — настройка автомобиля в соответствии со вкусами владельца или условиями эксплуатации. Тюнинг включает в себя многоуровневую и разностороннюю доводку авто. Четкого юридического определения тюнингу нет. Однако есть запрещение в КоАП на эксплуатацию автомобиля с изменениями в тормозной системе и рулевом управлении. При этом имеется документ, который подтверждает, что переделанный автомобиль соответствует всем действующим нормам, – «Свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности». Для тюнингованной машины это и есть пропуск на дороги общего пользования.
Тюнингом сегодня увлекаются многие. Кто-то ставит на свой уазик кенгурин и дисковые тормоза, а кто-то – мотор от Toyota и ходовую от Porsche. Но и те и другие, приехав на пункт техосмотра, заветного талончика не получат. Почему? Потому что почти все изменения в конструкции автомобиля необходимо регистрировать в ГИБДД.
Тюнинг двигателя включает в себя полную или частичную перенастройку с использованием дополнительных деталей. Самый распростроненный способ увеличения мощности двигателя — установка турбонаддува. Так же не менее эффективный, хотя и более сложный, способ — установка впрыска закиси азота NOS (nitrous oxide system). Но наряду с установкой дополнительных деталей практикуется и замена стандартных, как то коленвал, поршни, форсунки, топливный насос, фильтры, коллекторы и др. Как правило тюнинг двигателя приводит к увеличению его мощностных показателей. Как правило начинающие «тюнингисты» забывают, что вместе с тюнингом двигателя нужно проводить тюнинг трансмисси и тормозов. А изменения конструкции тормозов запрещены. К тому же нарушается параметры выхлопных газов.
Тюнинг подвески также имеет место. Здесь происходит замена стандартных амортизаторов на более жесткие и пружин на более короткие. Это приводит к уменьшению вертикального хода колеса, что делает автомобиль более устойчивым. Так же меняются рычаги и «резинки» на более выносливые, так как более жесткая подвеска быстро «убивает» родные сайлентблоки и шаровые опоры. Меняя параметры подвески Вы косвено затрагиваете рулевое управление изменения в котором так же запрещены.
Чип-тюнинг стоит особняком, хотя напрямую связан с тюнингом двигателя. Он подразумевает настройку электронных блоков управления. Как правило чип тюнингу подвергаются блоки управления двигателем и КПП, так как именно они определяют скорость работы узлов и в итоге скорость всего автомобиля. Чип-тюнинг возможен только на инжекторных двигателях. Проблемы с регистрацией те же, что и с переделкой двигателя.
Тюнинг салона. Вот где по-настоящему может разгуляться творческая натура тюнингера. Часто салон изменяется до неузнаваемости, но наиболее распростроненные изменения в салоне это: спортивный руль, ручка КПП, анатомические кресла(так называемые «люльки» или «ковши»), дополнительные приборы (давление наддува, температура и давление масла, дополнительный тахометр) ну и, конечно, аудиосистема. На тюнинг салона ограничений, кроме здравого смысла практически нету. Ньюанс только в том, что руль это часть рулевого управления, а значит его трогать нельзя. Также нельзя трогать все что связано с ремнями безопасности. Если к Вашим новым креслам не подходят стандартные ремни и Вы ставите пятиточечные, то без перерегистрации не обойтись.
Внешний тюнинг не менее зрелищен чем тюнинг салона. Многие автомобили изменяются до неузнаваемости, но вместе с этим не теряют родного стиля. Наиболее простым является покупка аэродинамического обвеса, который включает в себя передний и задний бамперы, боковые пороги и антикрыло. Так же немаловажную роль играет установка легкосплавных дисков большого диаметра в паре с низкопрофильной или сверхнизкопрофильной резиной. Новые колеса выполняют сразу несколько задач, первая — эстетическая красота, как бы то ни было, быстрая машина должна выглядеть красиво, второе — снижение веса, литые диски намного легче стандартных стальных, соответственно улучшается динамика и снижается расход топлива, третье — надежность, легкосплавные диски намного прочнее своих штампованых собратьев, и четвертое — чем больше диаметр диска тем мельше высота резины, что заметно улучшает управляемость, а делать 18-ти дюймовые диски из стали просто глупо, по всем трем предыдущим пунктам. Еще огромную роль играет аэрография (окраска автомобиля), здесь талантливые аэрографы создают целые картины которы делают автомобиль понастоящему уникальным, и неповторимым. Внешний тюнинг так же называют стайлингом. Особняком стоит и тонировка стекол. Полет фантазиии практически неограничен, тут и зеркальная и с переменной пропускаемостью и просто пленка с рисунком. Как и всеь тюнинг всего должно быть в меру. За внешним тюнингом не должна теряться узнаваемость марки и модели. Требование ГИБДД: автомобиль должен легко идентифицироваться. Замена радиаторной решетки ВАЗ-2105 на решетку ВАЗ-2107 приведет к неправильной индентификации автомобиля и соответственно потребует перерегистрации. То же самое относится к аэрографии. Если из-за аэрографии снанет невозможным определения указанного в тех. паспорте цвета, то Вам на прямой путь в ГАИ. А с тонировкой, если она не заводская, лучше на ГТО вообще не суватся. С ней все строго.
Выдержка из ПДД: Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств(Статья 7.3):: Установлены дополнительные предметы или нанесены покрытия, ограничивающие обзорность с места водителя, ухудшающие прозрачность стекол, влекущие опасность травмирования участников движения.
Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки. Разрешается применять тонированные стекла промышленного изготовления (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует требованиям ГОСТа №5727-88. Допускается применять шторки на окнах автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.
При всем при этом не нужно забывать, что у автомобиля есть и номерные детали. Если данные детали подверглись тюнингу или замене, то опять же похода за справками не избежать. Справка от ГАИ убережет Вас от разборок на стационарном посту, на котором будут проверять номерные агрегаты автомобиля. Инспектор имеет полное право задержать автомобиль до выяснения обстоятельств, если подлинность их вызовет у него подозрения.
Что делать, если Вы уже «затюнинговали» свое авто?
Шаг первый: обратиться в ГАИ
Для начала не лишним будет изучить приказы МВД РФ № 1240 от 7 декабря 2000 г. «Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ГИБДД МВД России по техническому надзору» и № 59 от 27 января 2003 г. «О порядке регистрации транспортных средств». В этих документах достаточно подробно указано, какие изменения в конструкции автомобиля должны быть соответствующим образом узаконены. Первый шаг для этого – обращение в ГИБДД с заявлением в установленной форме. Решение о том, необходимо ли регистрировать предполагаемые или уже осуществленные вами переделки, принимает начальник ГИБДД района. При этом он руководствуется Приложением № 2 к приказу МВД РФ № 1240 «Порядок контроля за внесением изменений в конструкцию транспортных средств». Этот документ утверждает, что заключения о внесении изменений не требуется, если «транспортное средство после внесенных изменений в его конструкцию соответствует сертифицированному в установленном порядке транспортному средству той же марки и той же организации-изготовителя». То есть установка предусмотренного конструкцией багажника вполне законна, а дисковых тормозов – уже нет. Разница в том. что конструкция багажника сертифицирована заводом, а иные тормозные диски нет. То же самое касается «обвеса» есть сертифицированный обвес, а есть не сертифицированный. К сертифицированным деталям прилагается сертификат, который необходимо предъявить при прохождении ГТО.
Шаг второй: Пуличить сертификат на доработку.
Если по решению ГИБДД регистрировать переделки все-таки придется, то возникнет необходимость получить сертификат на доработку. Его можно получить либо на заводе изготовителе, либо в НАМИ (Центральный Научно-Исследовательский Автомобильный и Автомоторный &Институт). В компетенции завода находятся только изменение конструкции. Если Вы установили двигатель от другой машины, то Вам только в НАМИ.
Там и там потребуют предоставить чертежи и технические характеристики изменений (иногда и сам автомобиль на соответствие чертежей внесенным измененииям). Если в них не найдут ничего противоречащего требованиям безопасности и охране окружающей среды, то дадут добро на саму регистрацию. Но ждать решения предстоит долго. Поэтому, затевая серьезный тюнинг, лучше обратиться в НАМИ или на завод заранее. В этом случае вам дадут рекомендации по выбору производственной базы, и дальнейшая регистрация пройдет по упрощенной, а значит, более быстрой схеме.
Шаг третий: получить заявление-декларацию
По завершении работ необходимо получить заявление-декларацию об объеме изменений в конструкции. Те, кто занимается тюнингом не первый день, знают, что это такое. Не знают? Тогда от услуг таких «специалистов» лучше отказаться. Если же автомобиль переделывали своими силами, документ составляется собственником автомобиля. Но в обоих случаях запаситесь копиями сертификатов на те детали, которые устанавливаются взамен оригинальных.
Шаг четвертый: получить долгожданный талон ГТО
Переделанный автомобиль необходимо пригнать в пункт техосмотра ГИБДД, где его проверят на соответствие требованиям нормативных документов. Результаты проверки будут отражены в диагностической карте, которую нужно предоставить в РЭО ГИБДД вместе с комплектом документов. Последний включает в себя:
— паспорт владельца;
— документ, подтверждающий право владения или пользования автомобилем;
— паспорт технического средства и свидетельство о регистрации;
— заключение о необходимости регистрации;
— заявление и решение по нему;
— заявление-декларацию;
— копии сертификатов на те детали, на которых нет соответствующей маркировки.
После этого в ГИБДД должны выдать «Свидетельство о соответствии конструкции ТС требованиям безопасности». Последнее – прямой путь к получению долгожданного талончика ГТО!
— легковые автомобили и прицепы: (495) 453-84-69
— грузовые автомобили и прицепы: (495) 453-30-57; (495) 456-40-21