Такое явление, как тюнинг авто, появилось относительно недавно, это название берет свое начало от английского слова «tuning», что в переводе означает «настройка» или «регулировка». Но в современном понимании тюнинг — это более широкое понятие, под которым обычно подразумевают изменение, доработку конструкции авто, которое становится отличным от того, что предлагалось производителем.
Условно есть такие виды тюнинга автомобилей:
- внешний;
- внутренний;
- технический.
Помните, перед тем как сделать тюнинг своего авто, взвесьте все «за» и «против», посчитайте затраты и сопоставьте с возможным результатом. Быть может, тюнинг и не нужен в том объеме, который вы запланировали.
Перед тем как начинать внешний тюнинг, стоит проконсультироваться со специалистами и теми автолюбителями, которые делали подобные операции, услышать их мнение. Очень часто оказывается, что от того, как выполнялись работы, зависит судьба тюнинга. Ведь хорошо и точно выполненная «слесарка» по мотору даст ему мощность и долговечность, а то, как были выбраны амортизационные стойки, покажет не только красивый заниженный вид авто, но и повлияет на его управляемость по трассе, выносливость на плохой дороге.
Внешние работы
Многим автомобилистам хочется изменить внешность своего стального коня. Одни для этого монтируют больше фар, другие меняют покраску, добавляют наклейки и накладки, мухобойки и ставят литые диски вместо стальных штампованных.
Любой внешний тюнинг автомобилей направлен на изменение их внешнего облика, кузовных элементов.
Машины снабжают дополнительной подсветкой, обвесами и спойлерами. Данный вид тюнинга можно условно поделить на такие течения:
- монтаж светооптики (замена или дополнение штатной);
- установка спойлеров и обвесов;
- замена серийных элементов кузова;
- нанесение рисунков (аэрография);
- установка аксессуаров (накладок, молдингов, отражателей, «мухобоек»);
- тонировка автостекол пленкой или другими способами.
Но следует помнить, что перед тем как тюнинговать машину, важно понять, нужен ли ей выбранный вид модернизации. Например, часто на ВАЗовскую классику и даже на старые москвичи ставят спойлеры (антикрыло) и обвес (переднее антикрыло). Да, сами по себе эти элементы улучшают управляемость путем прижимания передней и задней оси авто на больших скоростях, вот только вся эта «классика» до таких скоростей не разгоняется.
Ошибки внешнего тюнинга
Очень часто неуместный тюнинг раздражает. Автолюбители видят что-то красивое, привлекательное и начинают это «внедрять» в свою жизнь, не разбираясь с деталями. Качественный внешний тюнинг требует проработки и цифрового 3D-моделирования. Необходимо выяснение всех нюансов, а сами элементы тюнинга должны быть прочными и надежными, а не пластиком, прикрепленным к кузову саморезами и окрашенным краской из баллончика.
Главная цель, которую преследует тюнинг машин, — это улучшение эстетических и технических характеристик серийного автомобиля.
Когда все продумано и качественно реализовано, автомобиль получает существенную прибавку в мощности. Он становится более управляемым, меняет облик стандартного, массового на уникальный и неповторимый.
Даже банальная защита кузова автомобиля виниловой или полиуретановой пленкой уже является легким тюнингом, позволяющим уберечь кузов от коррозии в особо опасное время — зимой.
Так что тюнинг может хотя и не сильно менять облик, но зато существенно улучшать эксплуатационные характеристики. Помните об этом, когда вам захочется преобразовать свое авто.
Внутренние доработки
Внутренний тюнинг авто своими руками пользуется наибольшей популярностью среди владельцев недорогих авто, преимущественно отечественного производства. Так, многие владельцы ВАЗ меняют кресла в своих автомобилях или перетягивают салон, обновляют приборные панели и прочее.
Главная задача внутреннего тюнинга — создание для водителя и пассажиров комфортных условий в салоне.
Обычно такой вид «переделки» касается строго дизайна и оборудования салона. Чаще всего меняются стандартные кресла, добавляется шумоизоляция, улучшается система кондиционирования и отопления. Намного реже в практике тюнинга встречается замена тряпичных элементов отделки на кожаные, а пластиковых вставок — на деревянные.
Модернизации в салоне может подлежать все: от освещения до оборудования акустическими системами. Главная задача — достигнуть комфортной и приятной атмосферы в салоне с постепенным улучшением эргономики посадки, создания уникального дизайна салона.
Технические доработки
Технический тюнинг машин представляет собой изменение и доработку конструкции мотора, системы управления, подвески, световой сигнализации и прочего. Это крайне широкое понятие, которое принято разделять на подвиды.
Любой тюнингованный двигатель в разы динамичнее и мощнее штатного. Однако изменения в нем проводить нужно аккуратно, иначе можно вообще все загубить. Есть простые способы увеличить мощность мотора — например, использовать воздушные фильтры с нулевым сопротивлением потоку, турбины во впускном коллекторе, но есть и трудоемкие операции, требующие умений и навыков. Например, установка облегченных кованных поршней, коленчатых валов, замена распредвалов и клапанов, расточка двигателя, модернизация системы впуска должны выполняться квалифицированными специалистами.
Хорошо сбалансированный тюнинг своими руками может сделать только настоящий автослесарь, автолюбителям лучше обратиться за помощью к профессионалам. Они смогут просчитать наиболее грамотный вариант модернизации вашего автомобиля и повысят мощность его двигателя в разы. В автоспорте именно тюнинг двигателя является самым популярным видом доработки.
Так называемый чип-тюнинг
Если доработка трансмиссии или старого двигателя еще возможна в домашних условиях, то чип-тюнинг требует наличия диагностических лабораторий, сложного оборудования и умения на нем работать. Все современные автомобили, оборудованные бортовыми компьютерами, могут подвергаться модернизации путем изменения управляющих программ.
Эти программы изменяют динамические характеристики авто, а у дорогих образцов автопрома можно даже подвеску и трансмиссию заставить работать в ином режиме.
Не лишним будет отметить, что тюнинг автомобилей своими руками в таком случае невозможен, нужна очень хорошая мастерская с толковыми специалистами, которые знают, как делать чип-тюнинг правильно. Нередко обращение к непрофессионалам заканчивается дорогостоящим ремонтом после выхода из строя важных узлов машины или даже ДТП, которое возникло вследствие «модернизации».
Обычно чип-тюнинг применяется для подбора оптимального режима для конкретного авто (а не использования усредненных параметров). Так добиваются наименьшего расхода топлива при сохранении хороших динамических показателей.
Модернизация трансмиссии и подвески
Сделать свой автомобиль более стремительным желает каждый. Для этого нужно не только двигатель модернизировать и выставить ему оптимальные параметры электроники, важно позаботиться о соответствующей работе сцепления и коробки передач. Обычно тюнинг последней включает установку других валов и шестеренок, с отличающимися от стандартных передаточными числами, а также монтаж усиленных компонентов и механизмов сцепления. Так, на машины из классической линейки ВАЗ ставят 5-ступенчатые коробки скоростей. Реже возможны установки на авто такого типа и ценового диапазона трансмиссий с других моделей.
В зависимости от класса машины, условий ее использования тюнинг подвески может быть двух вариантов — «спортивный» и «внедорожный».
В первом случае автомобиль максимально занижают для улучшения управляемости на высоких скоростях. Так с чего начать тюнинг автомобиля в таком направлении? Как минимум, с модернизации двигателя, трансмиссии. Только после этого приступают к тюнингу подвески, замене амортизаторов и стоек, пружин, устанавливают дополнительные рычаги, меняют тормозную систему.
Основные недостатки модернизации автомобиля
Очень часто простые автовладельцы не до конца понимают, что такое тюнинг авто, им кажется, что достаточно поставить обвесу и наклеить накладки, и их автомобиль превратится в гоночного монстра. На самом деле модернизация серийного автомобиля и приближение его характеристик к спортивным — длительные и дорогостоящие процедуры.
Измененные машины вызывают недовольство представителей ГИБДД и полиции, часто их владельцам выписываются внушительные штрафы за самовольное изменение конструкции.
Может случиться и так, что для авто после тюнинга придется получать дополнительные разрешения на эксплуатацию от экспертной комиссии.